В сегодняшнем обзоре, рассмотрим «равнозначный перекресток», где одна дорога примыкает к другой и отсутствуют знаки приоритета. А именно, на безопасном проезде таких перекрестков. На наших дорогах, такие пересечения, очень часто переходят в разряд равнозначных, по причине отсутствия дорожных знаков. Что очень опасно, когда отсутствуют дорожные знаки приоритета, с направления, где мы должны при необходимости уступить дорогу. Ниже мы рассмотрим, именно такой перекресток.
Обратимся сначала к Правилам дорожного движения, а именно к определению главной дороги.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Опираясь на данное определение, мы можем теоретически при отсутствии знаков приоритета и наличия одного типа покрытия дороги, считать, что мы на равнозначной дороге. А значит в праве применить пункт 13.11 Правил.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Теперь посмотрим на снимок ниже, знаки приоритета отсутствуют, дорожное покрытие равное. Считать, что мы на равнозначном перекрестке, в соответствии с Правилами?
Взглянем на данный перекресток с другого направления.
И еще с одного направления.
Как видим, участники дорожного движения, двигающиеся с других направлений, уверены что они находятся на главной дороге. Главная причина, создания такой опасной ситуации, кроется в ненадлежащем контроле за безопасностью на наших дорогах, лицами, в прямую обязанность которых входит устранение таких нарушений.
ГОСТ Р 52289-2019. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.3.1 Знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.
5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350х350 мм.
5.3.6 Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.
Из ГОСТ видим, что если пересекаемая дорога обозначена знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7, то на выезде на такую дорогу должен быть установлен знак 2.4 «Уступите дорогу». Выполнения данного требования, на примере выше, мы не видим.
Как нам поступить в такой ситуации?
Приближаясь к перекрестку, на котором отсутствует знак приоритета с нашего направления, в первую очередь убеждаемся в отсутствии транспортных средств с направлений, с которых в соответствии с правилами проезда равнозначных перекрестков мы должны уступить дорогу. Затем необходимо убедиться в отсутствии транспортных средств с других направлений или в том, что они уступают нам дорогу. И только после этого продолжить движение.
Отчасти определить приоритет на перекрестке, нам могут помочь знаки приоритета с других направлений. Как мы знаем, знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» имеют форму не похожую на другие дорожные знаки (отличие этих знаков по форме, позволяет узнать их даже в снегопад, когда знаки скрыты под снегом) и они узнаваемые с обратной стороны, но это не отменяет внимания с нашей стороны.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
После обращения в Управление ГИБДД УМВД России , знаки были восстановлены и проезд перекрестка стал более безопасным.
Сегодня, мы рассмотрели дорожную ситуацию, с отсутствующими знаками приоритета перед перекрестком. Также предлагаю вам ознакомиться с правилами проезда нерегулируемых перекрестков.
Если у Вас остались вопросы по теме, пишите в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
Всем удачной дороги!