Сцепление автомобиля

В данной статье попробуем разобраться и понять для чего необходимо сцепление, а также как оно работает в нашем автомобиле. Я не буду использовать сложные термины, по той причине, что этот материал предназначен для начинающих водителей и моя основная цель, постараться объяснить принцип работы простым и доступным языком.

Сцепление автомобиля
На рисунке представлены основные детали сцепления (более подробно о работе и устройстве сцепления можно почитать в интернете, информации очень много).

Сцепление автомобиля предназначено для передачи крутящего момента от двигателя (коленчатого вала) к коробке передач (первичному валу). При этом сцепление позволяет нам кратковременно разъединять коробку передач от двигателя и затем плавно соединять, что необходимо при трогании, остановке и переключении передач автомобиля.

Сцепление можно представить в виде двух простых дисков (на схеме диск 1 и диск 2), один из которых диск 2 (нажимной диск) постоянно связан с двигателем (мотором), другой диск 1 (ведомый диск) связан с коробкой передач. Прошу обратить внимание, что на рисунке, изображено упрощенное представление о работе сцепления.

Сцепление автомобиля включено
На этом рисунке педаль сцепления отпущена (сцепление включено).

Ведомый диск сцепления (диск 1) связан с первичным валом коробки передач и прижат к маховику двигателя нажимным диском (диск 2). За счет большого трения, маховик, ведомый и нажимной диск как единое целое, вращаются при работе двигателя.

Когда педаль сцепления не нажата (отпущена), оба диска прижаты друг к другу. Мы уже с Вами знаем, что один диск сцепления постоянно связан с двигателем, а другой с коробкой передач, раз они соединены между собой, получается, что вращение от двигателя передается к коробке передач, далее к колесам (если у нас включена 1-5 или задняя передачи). По причине того, что детали (шестерни, валы) коробки передач при таком положении вращаются, мы не сможем выбрать другую передачу.

Работа сцепления автомобиля
На этом рисунке педаль сцепления нажата (сцепление выключено).


При нажатии на педаль сцепления (выжимаем педаль сцепления), мы выключаем сцепление. Нажимной диск (диск 2)сцепления отходит от маховика двигателя и освобождает ведомый диск (диск 1), который находиться между ними, из-за чего прерывается передача вращения от двигателя к коробке передач.

При таком положении дисков сцепления, у нас двигатель работает, но так как вращение теперь не передается к коробке передач (шестерни передач не вращаются), мы можем включить нужную передачу.

Что происходит, когда педаль сцепления отпущена или нажата думаю мы разобрались с Вами (если остались вопросы, пишите, с Вашей помощью постараюсь внести изменения в материал).
Теперь разберемся с тем, как нам тронуться, остановиться или выполнить переключение передачи во время движения.

1. Трогаемся с места.

Это действие, наверное, больше всего вызывает сложностей у начинающих водителей, особенно часто слышим «бросил сцепление», что проявляется как «рывок», «прыжок» автомобиля вперед (или назад, при включении задней передачи). Из-за чего это происходит? Как может не показаться странным, но именно из-за того, что мы «бросаем» педаль сцепления (слишком резко, быстро отпускаем). Чтобы избежать этого, мы попробуем разбить отпускание педали сцепления при трогании на три этапа.

Условно выглядит так:

а. «Холостой ход»

Помним, что нажав (выжав) педаль сцепления, мы развели диски, тем самым разорвали связь двигателя с коробкой передач. Теперь наша задача восстановить эту связь, чтобы начать передавать вращение от двигателя через коробку передач на колеса, обеспечив тем самым движение автомобиля.

На первом этапе, мы начинаем отпускать медленно педаль сцепления (в этот период ничего пока не происходит), ход педали будет зависеть от состояния узлов сцепления (износа). Отпуская педаль сцепления на первом этапе, у нас происходит следующее, мы медленно подводим диски друг к другу, до их начального касания. О том, что первый этап пройден, мы можем почувствовать по изменению в работе двигателя (начнут падать обороты двигателя, можно определить по тахометру, если не получается пока на слух) и визуально, автомобиль начинает медленно двигаться («ползти», смещаться).

б. «Рабочий ход»

Теперь мы подошли к самому важному (пропуск данного этапа, как раз и приводит к тому, что мы называем «бросить сцепление»), это дать возможность нашим дискам полностью соединиться, за счет силы трения. Так как разница в скорости вращения дисков велика, нам необходимо дать им плавно соединиться. Тем самым уровнять скорость вращения и передать тягу на колеса автомобиля. Для этого, на втором этапе, как только автомобиль начинает смещаться (помним, в конце первого этапа автомобиль уже начал медленно «ползти»), мы задерживаем педаль сцепления (нога на педали сцепления, замирает на 2-4 секунды), что позволит дискам окончательно и плавно соединиться. Об успешном завершении второго этапа, будет свидетельствовать небольшое увеличение скорости движения автомобиля.

в. «Холостой ход»

Переходим к третьему этапу. Здесь нам остается только отпустить полностью педаль сцепления и убрать с нее ногу. Но не забываем, что педаль мы отпускаем быстро, но плавно и до конца ее хода.

2. Порядок переключения передач при ускорении автомобиля.

Уверенно, но плавно разгоняем автомобиль на первой передаче примерно до скорости 15- 20 км/ч (помним, педаль сцепления полностью отпущена).

Нажимаем (выжимаем) полностью (до пола) педаль сцепления и одновременно (примерно, когда педаль сцепления, почти будет нажата полностью) отпускаем педаль газа (ногу с педали не убираем).

Включаем вторую (3-ю и т.д.) передачу.

Быстро, но не бросая, отпускаем педаль сцепления («педаль идет за ногой») и нажимаем на педаль газа.

На 3-ю передачу переходим примерно на скорости 30- 35 км/ч, на 4-ю передачу на скорости 45-50 км/ч. Обратите внимание, все цифры примерные и зависят от автомобиля.

Сегодня, мы рассмотрели работу сцепления автомобиля. Предлагаю почитать о внешних световых приборах автомобиля. Если у Вас остались вопросы по данной теме, пишите в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.

Всем удачной дороги!

Школа ПДД ВКонтакте
Первоначально опубликовано 11 ноября 2015 года, обновлено 15 июля 2023 года.
- Реклама -

Статьи по теме

Внешние световые приборы автомобиля

В обзоре рассмотрим внешние световые приборы автомобиля. Остановимся на органах управления, с помощью которых мы можем управлять освещением и световой сигнализацией. Данная тема будет...

Панель приборов автомобиля

Тема сегодняшнего обзора — панель приборов автомобиля. Опытных водителей данная тема не заинтересует, а новичкам будет полезна. Ведь информация, которая отображается на комбинации приборов...

Выбор видеорегистратора и обзор Neoline Wide S61

Выбор видеорегистратора в автомобиль, оказывается не совсем легким делом, когда от него требуется надежность и высокое качество съемки. Таким устройством можно считать Neoline Wide...