В обзоре рассмотрим внешние световые приборы автомобиля. Остановимся на органах управления, с помощью которых мы можем управлять освещением и световой сигнализацией. Данная тема будет интересна тем, кто только начинает свое знакомство с автомобилями. Формат сегодняшнего обзора будет простым, первый снимок — управляем изнутри, второй — результат снаружи автомобиля. И конечно, не забудем остановиться на пунктах Правил дорожного движения, имеющих отношение к нашей теме.
Начнем со световых приборов, отвечающих за освещение и обозначение габаритов транспортного средства. Рассматривать будем на примере автомобиля Hyundai Elantra.
На снимке, подрулевой переключатель света и указателей поворота (расположен с левой стороны рулевой колонки). При помощи данного переключателя и происходит основное управление внешним освещением автомобиля.
На других автомобилях, могут применяться иные режимы управления освещением, а также условные обозначения. Но если разобраться, как работают органы управления внешними световыми приборами на одном автомобиле, то на другом, справиться с управлением сложностей не возникнет.
Для примера, на снимке подрулевой переключатель света автомобиля Hyundai Solaris. Мы видим, что внешних отличий немного, только положение «выключено», на одном подрулевом переключателе обозначено как «OFF», на другом «О».
Еще один пример переключателя света и указателей поворота автомобиля Volkswagen Polo. Здесь включение габаритных огней и ближнего света вынесено на отдельный переключатель света на панели приборов. Но управление переключением с ближнего на дальний свет осуществляется подрулевым переключателем.
Возвращаемся к нашему Hyundai Elantra, при положении переключателя как на первом фото выше, в положении «OFF», все внешние световые приборы выключены (на снимках ниже).
Внешние световые приборы автомобиля.
Габаритные огни.
Первое положение переключателя света, это включение габаритных огней (на снимке ниже, включение осуществляется при помощи внешней части переключателя, отмечена красной стрелкой).
При включении габаритных огней, на щитке приборов многих автомобилей отображается световой индикатор, обычно зеленого цвета. На снимке, пример щитка приборов Hyundai Solaris, с контрольной лапой включения габаритных огней, на некоторых автомобилях может присутствовать звуковой сигнализатор (зуммер).
Предназначение контрольной лампы включения габаритных огней или звукового сигнализатора, напомнить водителю о не выключенном освещении. На рассматриваемом нами автомобиле, данная контрольная лампа отсутствует. На нем при выключении «зажигания» и открытии водительской двери, внешние световые приборы автоматически выключаются.
19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Как следует из Правил, габаритные огни применяют для обозначения автомобиля во время остановки.
Примечание: Для габаритных огней используют лампы малой мощности. Часто, для передних фонарей 5 Ватт, для задних 21 Вт.
Лампы освещения.
На снимке ниже, слева лампа ближнего и дальнего света (мощность 60/55 Ватт). По центру лампочка передних габаритных огней (5 Ватт) и справа лампа задних габаритный огней (21 Ватт).
Видно, что лампа основного света мощнее, следовательно если на стоянке оставить автомобиль с включенным ближним светом и заглушить двигатель, то заряда аккумуляторной батареи надолго не хватит. Небольшая мощность ламп используемых для габаритных огней, позволяет во время стоянки автомобиля, остановить двигатель на достаточное время, не беспокоясь сильно за разряд аккумулятора (АКБ).
На снимке, включенные задние (красного цвета) и передние (белого цвета) габаритные огни автомобиля. При дневном освещении, яркость ламп не очень высокая, но в темное время, автомобиль с включенными габаритными огнями, хорошо различим на достаточно большом расстоянии до него.
Противотуманные фары.
Идем далее, правильно было бы продолжить наше описание ближним светом, но остановимся на противотуманных фарах.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
Из Правил дорожного движения следует, что противотуманные фары могут использоваться не только в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад). Но и совместно с ближним или дальним светом фар, а также в светлое время суток, вместо ближнего света фар.
Включение противотуманных фар осуществляется на подрулевом переключателе, с помощью «кольца» (отмечено красной стрелкой), на рисунке в положении «ON». На других автомобилях, управление противотуманными фарами, при их наличии, может отличаться. При включении противотуманных фар, на щитке приборов отображается световой индикатор. Здесь нужно заметить, что включить противотуманные фары получится, только если основной переключатель находится в положении габаритных огней или ближнего света.
На изображениях, включенные противотуманные фары днем и в темное время суток. На снимке, снятом в темное время, видно световое пятно от противотуманных фар, которое находится непосредственно перед автомобилем и на низком уровне от дороге. Благодаря такому формированию светового пятна у противотуманных фар, обзор дороги в условиях дождя, тумана и снегопада лучше, в отличии от луча света основных фар, который преломляясь во влажном воздухе, создает плотную световую завесу, которая и ухудшает обзор дороги.
Противотуманные фары в темное время суток.
Ближний свет.
Следующее положение переключателя света (на снимке ниже), это включение ближнего света фар. При той интенсивности и плотности движения, которая присутствует на наших дорогах, ближний свет остается основным источником света. Пока не все транспортные средства, оборудованы ДХО (дневные ходовые огни), которые применяют вместо ближнего света в светлое время суток. Ближний свет должен использоваться в темное время суток на освещенных участках дороги, при встречном разъезде и других случаях в соответствии с Правилами.
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
На изображениях ниже, на автомобиле включен ближний свет. На снимке, сделанном в темное время суток видно, что световой поток, распространяется дальше, в отличии от противотуманных фар.
ВАЖНО! К регулировке света фар, необходимо относиться очень ответственно! От правильной настройки фар, зависит безопасность на дороге!
Внешние световые приборы автомобиля. Ближний свет фар в темное время суток.
Дальний свет.
Последний режим освещения, это дальний свет. Управление дальним светом, осуществляется также при помощи подрулевого переключателя. Только в данном случае, для включения дальнего света, рычаг переключателя перемещаем от себя. Для привлечения внимания участников дорожного движения, можно применять периодическое включение дальнего света фар, для этого рычаг переключателя света фар многократно нажимаем к себе и отпускаем. Для предупреждения водителя о включении им дальнего света, на панели приборов отображается световой индикатор синего цвета.
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
На изображениях, на автомобиле включен дальний свет. На снимке, сделанном в темное время, видно, что световое пятно распространяется далеко вперед, благодаря этому видимость дороги намного лучше, чем с ближним светом фар. К сожалению, из-за высокой интенсивности движения, сегодня дальний свет применять получается достаточно редко.
Внешние световые приборы автомобиля. Дальний свет в темное время суток.
Световые указатели поворота.
Мы рассмотрели основные режимы управления освещением, при помощи подрулевого переключателя света фар. Осталось рассмотреть еще одну функцию, которую мы используем при помощи подрулевого переключателя, это включение и выключение световых указателей поворота.
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Водитель, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой обязан подавать сигналы световыми указателями поворота. Для включения соответствующих указателей поворота, необходимо подрулевой переключатель переместить вверх или вниз. При включение указателей поворота, на щитке приборов отображается также световой индикатор (на снимке отмечен стрелкой). Здесь легко запомнить, куда уходит рука при повороте руля, туда включаем и соответствующие указатели поворота.
На изображении ниже, на автомобиле включены левые указатели поворота. Цвет фонарей (ламп) указателей поворота спереди и сзади автомобиля желтого или оранжевого цвета.
Для закрепления прочитанного материала, можно посмотреть видео. В нем рассмотрены режимы работы подрулевого переключателя света и указателей поворота.
Перейдем к остальным световым приборам и световой сигнализации автомобиля.
Аварийная сигнализация.
На каждом современном автомобиле присутствует кнопка включения аварийной сигнализации (на снимке ниже).
В Правилах дорожного движения прописано, в каких случаях необходимо применять аварийную сигнализацию.
При включении кнопки аварийной сигнализации, на автомобиле включаются одновременно все световые указатели поворота (по кругу).
Задние противотуманные фонари.
Передние противотуманные фары мы рассмотрели выше, теперь остановимся на задних противотуманных фонарях.
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
Правила дорожного движения, строго предписывают порядок применения задних противотуманных фонарей. В нашем случае включение фонарей осуществляется при помощи кнопки на панели приборов, на снимке находится в центре и при включении подсвечивается желтым цветом (индикатор включения фонарей, часто отображается на щитке приборов). На других автомобилях, включение противотуманных фонарей может отличаться.
На снимке, слева включены только габаритные огни (красного цвета), справа еще и противотуманные фонари. Даже при дневном свете, разность в яркости свечения противотуманных фонарей по сравнению с габаритными огнями присутствует.
Следующие снимки выполнены в темное время. И здесь становится понятно, почему Правила разрешают использовать задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
На снимке слева включены только габаритные огни, их яркость достаточная для определения габаритов автомобиля. Справа на снимке, дополнительно включены противотуманные фонари, их яркость при обычных погодных условиях намного выше. Выступая как внешние раздражители, они могут привести к ослеплению водителей двигающихся позади и возникновению аварийной ситуации.
Фонари заднего хода.
На снимке задние фонари (белого цвета), которые включаются при выборе передачи заднего хода и предупреждают других водителей и пешеходов, о движении автомобиля задним ходом.
Сигналы торможения.
И последнее, стоп-сигналы. Сигналы торможения включаются при нажатии на педаль тормоза, предупреждая остальных водителей о нашем намерении снизить скорость или остановиться. На большинстве автомобилей, для повышения безопасности, применяется дополнительный сигнал торможения (на рассматриваемом автомобиле за задним стеклом).
В завершении нашего обзора, не забывайте, что:
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
Если у Вас остались вопросы по теме, пишите в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
Всем удачной дороги!