Рассмотрим действие дорожных знаков на прилегающей территории. Попробуем разобраться с вопросом, могут ли дорожные знаки применяться на прилегающей территории (дворы, АЗС, территории торговых центров и т.д.). И насколько законным является привлечение к административной ответственности, за нарушение требований дорожных знаков на прилегающей территории.
Дорожные знаки, по которым чаще всего возникают вопросы на прилегающих территориях, это знаки 3.27 -3.30, запрещающие остановку и стоянку.
Связано это с тем, что в Правилах дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2019 (Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств) сказано, что действие указанных знаков (3.27-3.30) распространяется на ту сторону дороги, на которой они установлены.
Действие знаков 3.10, 3.27 – 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.
А в общих положениях Правил, прилегающая территория и дорога, это разные определения.
“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По данному вопросу, идет очень много споров и основное мнение, что дорожные знаки не могут устанавливаться на прилегающей территории, так как в соответствии с ПДД, она не является дорогой. Но в тоже время, на прилегающих территориях могут быть проезжие части (проезды, подъезды). В «Указаниях по применению дорожных знаков» отмечено, что под определением дороги понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд.
«Указания по применению дорожных знаков»
(утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983)
1.1. Дорожные знаки устанавливают на дорогах1 для повышения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, информации пользователей дорог об условиях и режимах движения и ориентирования их в пути следования.
1 Под «дорогой» в Указаниях понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд.
Нужно обратить внимание, что не смотря на дату «Указаний по применению дорожных знаков» и действующий сегодня ГОСТ Р 52289-2004, документ является действующим. Это следует из письма МВД России от 05.05.2012 N 13/6-3222 «О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах».
Письмо МВД России от 05.05.2012 N 13/6-3222
«О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах»
Обращение в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в рамках компетенции рассмотрено.
Применение дорожных знаков на автомобильных дорогах регламентируется ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Действующие «Указания по применению дорожных знаков», утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983, содержат подробные рекомендации по применению знаков на автомобильных дорогах с учетом дорожных условий и потребностей организации движения. Кроме того, в Указания включены рекомендации по маршрутному ориентированию на дорогах, в которых содержатся основные принципы расстановки указателей направлений и расстояний, варианты их размещения и компоновки.
На основании изложенного полагаем возможным использование Указаний в части, не противоречащей ГОСТ Р 52289-2004.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах находятся в компетенции Минтранса России.
Первый заместитель начальника
Главного управления
по обеспечению безопасности
дорожного движения
генерал-лейтенант полиции
В.В.ШВЕЦОВ
В «Руководстве по проектированию городских улиц и дорог», приведено определение проездов, которые как следует из «Указаний по применению дорожных знаков», попадают под определение дороги.
Проезды внутримикрорайонные (внутриквартальные):
Главные — Транспортная связь нескольких групп жилых домов с улицами местного значения и с магистральными улицами районного значения. Могут рассматриваться как жилые улицы.
Основные — Транспортная и пешеходная связь отдельных групп жилых домов, а также общественных и культурно-бытовых учреждений между собой, с главными проездами, жилыми и магистральными улицами районного значения
Подъезды к отдельным домам, служебные, хозяйственные и пожарные проезды.
Читаем ГОСТ Р 52289-2019, в нем сказано, что настоящий стандарт распространяется на прилегающие территории по [1].
Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее, кроме раздела 8, — дорогах).
Примечание — Настоящий стандарт распространяется на прилегающие территории по [1], кроме 5.1.4, 5.1.6, 5.1.14, 5.4.22, 5.7.19.
Из пункта 4.1 следует, если присутствует необходимость в применении дорожных знаков, не предусмотренных стандартом, то такое применение допускается.
4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если их применение необходимо для целей обеспечения безопасности и организации дорожного движения.
Снова обратимся к определениям Правил дорожного движения, которые прямо указывают, что участники дорожного движения обязаны знать и выполнять требования Правил.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В определении «Прилегающая территория», также сказано, что движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Подведем итоги, знаки могут быть установлены на прилегающей территории и водители обязаны выполнять требования знаков, независимо, находятся они на дороге или у торгового центра. Следовательно и административное наказание за нарушения требований дорожных знаков установленных на прилегающей территории, будь то двор или АЗС, является законным.
В связи с растущим количеством транспорта, организация движения на прилегающей территории при помощи дорожных знаков, сегодня, является наверное единственным решением.
Сегодня, мы рассмотрели действие дорожных знаков на прилегающей территории. Также предлагаю вам ознакомиться с правилами применения дорожного знака «Остановка запрещена».
Если у Вас остались вопросы по теме «Разворот вне перекрестка», пишите в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
Всем удачной дороги!