Главная / Неоднозначности ПДД / Перекресток и светофор с дополнительной секцией
Светофор с дополнительной секцией

Перекресток и светофор с дополнительной секцией

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня у нас интересная тема для обсуждения, а именно правила проезда регулируемого перекрестка, при движении в направлении включенной дополнительной секции светофора. Данная тема, вызывает много рассуждений и споров. Хочу обратить внимание, что мы не будем пытаться придумать то, чего нет в Правилах дорожного движения. Наша цель на дороге, движение в соответствии с Правилами и необходимостью безопасности движения. Вот с этой стороны и рассмотрим, как нам проезжать регулируемые перекрестки, на которых присутствуют светофоры с дополнительной секцией, разрешающей повороты в том или ином направлении.
По традиции, начнем с пунктов Правил дорожного движения имеющих отношению к нашей теме (все конечно помним, что красный сигнал светофора — запрещает движение).

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Из приведенных выше пунктов Правил следует, что сигналы светофоров (зеленая стрелка) дополнительной секции имеют то же значение, что и сигналы основного светофора, с одним отличием, действие распространяется на направление движения указанное стрелкой.

Важное замечание из Правил дорожного движения, некоторые участники дорожного движения считают, что в соответствии с пунктом 6.4 Правил, отсутствие контурной стрелки (стрелок) на основном зеленом сигнале светофора, является веской причиной не выполнять требования сигналов дополнительной секции. Но если внимательно прочитать пункт 6.4, в нем сказано: контурная стрелка — информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора, но не отменяет выполнение их сигналов. О прямом запрете движения в направлении дополнительной секции, когда ее сигнал выключен говорит и пункт 6.3 Правил.

6.3 Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Светофор с дополнительной стрелкой

Теперь мы подошли, к пункту  13.5, который в определенных ситуация вызывает трудности у участников дорожного движения.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Сначала рассмотрим распространенную дорожную ситуацию на регулируемом перекрестке (на рисунке ниже). Автомобиль подъезжает к перекрестку, перед ним светофор с основным красным сигналом и с дополнительной секцией  разрешающей поворот направо. В данной ситуации, достаточно выполнить пункт  13.5 Правил, уступить дорогу транспортным средствам двигающимся по пересекаемой дороге на разрешающий (зеленый) сигнал светофора и продолжить движение в намеченном направлении (в направлении стрелки).

Светофор с дополнительной секцией

С разрешающей стрелкой в дополнительной секции и при основном зеленом сигнале светофора на пересекаемой дороге все достаточно просто, осталось рассмотреть не совсем однозначную ситуацию (на рисунке ниже).

 

Одно транспортное средство двигается в направлении включенной дополнительной секции, одновременно с красным основным сигналом светофора для поворота направо, другое транспортное средство, двигается навстречу на основной зеленый сигнал светофора и готовится выполнить левый поворот. На пересекаемой дороге, основной сигнал светофора красный, это и понятно, на регулируемом перекрестке не может быть одновременного приоритета у нескольких участников дорожного движения.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

И здесь вступают в действие пункты Правил, для одного транспортного средства  пункт:

 13.5  При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

На снимке перекресток, на котором с данного направления светофор с включенной дополнительной секцией, у встречных в это же время горит основной зеленый сигнал светофора.

Даижение в направлении стрелки
Для другого автомобиля действует:

13.4  При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На этом снимке, перекресток (что и на изображении выше)  с противоположной стороны, с включенным зеленым сигналом светофора, встречные автомобили двигаются в направлении включенной дополнительной секции, с основным красным сигналом светофора.

Поворот налево на зеленый

В данной дорожной ситуации и возникает вопрос, в какой последовательности проедут перекресток автомобили?

Выше мы обращались к пункту 13.3 Правил, который говорит нам, что сигналы светофора регулируют очередность проезда, следовательно не может быть равного преимущества на проезд перекрестка у участников дорожного движения (один из участников дорожного движение, должен иметь преимущество в движении, другой, наоборот обязан уступить дорогу).

Пункт 13.5 Правил, прямо обязывает (водителя синего автомобиля, на рисунке ниже) при движении в направлении разрешающего  сигнала дополнительной секции, включенного с основным красным или желтым сигналами светофора уступить дорогу транспортным средствам приближающимся с других направлений. Идем далее, как должен действовать водитель транспортного средства (на рисунке красный автомобиль), двигающийся на разрешающий (зеленый) сигнал светофора, для выполнения левого поворота (разворота) на регулируемом перекрестке? Если воспринимать буквально текст, то и его (красный автомобиль) при повороте налево (развороте), в соответствии с пунктом 13.4, Правила обязывают уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

В итоге получается, что оба водителя транспортных средств, обязаны уступить друг другу дорогу. И здесь можно было бы говорить о конфликте двух пунктов Правил дорожного движения 13.4 и 13.5. Но если внимательно прочитать указанные пункты Правил, то мы видим следующее, красный автомобиль может выехать на перекресток, так как его обязанность в данном случае, уступить дорогу только транспортным средствам движущимся со встречного направления прямо или направо. В отличии от синего автомобиля, которого Правила обязывают уступить дорогу всем транспортным средствам движущимся с других направлений и следовательно, он не должен выезжать на пересечение проезжих частей, пока красный автомобиль не завершит свои маневр.

Основная сложность кроется в том, что водитель красного автомобиля не может знать, какой сигнал светофора в настоящее время у синего автомобиля, но он и не должен знать, в отличии от водителя синего автомобиля, который при основном красном сигнале и включенной стрелке в дополнительной секции не должен начинать движение, пока транспортные средства с других для него направлений не завершат свой маневр.

Светофор с дополнительной стрелкой

Учитывая, что водитель красного автомобиля не может знать какой сигнал светофора включен у синего автомобиля, а водители движущиеся в направлении стрелки с основным красным сигналом светофора, не всегда выполняют требование пункта 13.5 Правил, можно говорить только об одной безопасной последовательности действий при проезде такого перекрестка. Водитель (синий автомобиль) двигающийся в направлении разрешающей стрелки, включенной в дополнительной секции с основным красным сигналом светофора, обязан уступить дорогу приближающимся с других направлений (встречное на перекрестке, тоже другое направление). А водителю (красный автомобиль) готовящемуся выполнить поворот налево, необходимо въехать на перекресток, убедиться в безопасности маневра и в том, что встречные транспортные средства остановились (уступают дорогу) и только после этого приступить к повороту налево (развороту).

На видео ниже, пример, как в действительности осуществляется проезд рассмотренного выше перекрестка.

В завершении темы, немного о трамваях. Еще с занятий в автошколе, мы привыкли, что трамваи почти всегда имеют преимущество, но не в ситуации как и выше, когда они двигаются в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, здесь они обязаны уступить дорогу.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Если у Вас другое мнение, буду рад Вашим комментариям. Всем удачи и безопасного управления на дороге!

Добавить комментарий

На заданные вами вопросы отвечаю по возможности (преимущественно в вечернее время). Для исключения спама, комментарии проходят предварительную модерацию перед публикацией.

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Ваши данные не будут переданы третьим лицам. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

85 комментариев

  1. Аватар

    Здравствуйте. Знаков на перекрестке нет. Есть светофор). Есть четкая дорожная разметка на трехполосной дороге. Стрелки движения прямо на средней, прямо и направо на правой полосе. Левая полоса с разметкой указывающей движение только налево. Вопрос: горит зеленый свет светофора для движения прямо, может ли водитель перестроится в крайний левый ряд перед перекрестком и проехать прямо при условии что в левом ряду полностью отсутствуют машины ? Нарушает ли он правила?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Анар, здравствуйте.

      В пункте 9.1 Правил, сказано, что количество полос для движения определяется разметкой и (или) знаками.

      9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

      А в определении разметки 1.18 отмечено, что она указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.

      1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.

      За данное нарушение, предусмотрена ответственность по ч.1, статьи 12.16 КоАП РФ.

      1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы.

      Наказание: влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  2. Аватар
    Михаил

    Добрый вечер, вопрос по перекрестку Ломоносова-Нехинская, при развороте на перекрёстке в обратную сторону улицы Ломоносова , со стороны Нехинской на светофоре горит доп секция с красным , когда автомобили поворачивают на неё , то он начинают сигналить , думая что они являются помехой справа .я думаю мысль понятен, объясните правильно.

  3. Аватар

    Здравствуйте, а какая будет очерёдность проезда если у синего автомобиля будет гореть так же стрелка направо и одновременно основной зелёный без символа стрелки (движение прямо ) ? Спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Денис, здравствуйте.

      При включенном основном зеленом сигнале светофора, на пересекаемой дороге будет гореть основной красный сигнал светофора. При движении, в направлении стрелки (разрешающей движение направо) включенной в дополнительной секции с основным зеленым сигналом светофора, синий автомобиль проедет перекресток первым.

      • Аватар

        Здравствуйте , но ведь в правилах не оговаривается данная ситуация , красный автомобиль поворачивает под основной зелёный , а синий под стрелку при одновременно горящем основном зеленом (без символа движение прямо ). И зачем тогда в данной ситуации используется «стрелка»? Можно поподробней на ссылки к ПДД . Спасибо.

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Денис, здравствуйте.

          Почему же, не оговаривается? Для красного автомобиля пункт 13.4 Правил.

          13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо…

          У синего в это время основной сигнал светофора зеленый и включенная стрелка в дополнительной секции. При движении прямо или направо, синий автомобиль имеет преимущество в движении. По поводу отсутствия контурной стрелки на рассеивателе основного зеленого сигнала, здесь нужно обращаться к тем, кто занимается содержанием и обслуживанием светофоров.

          ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

          4.2.10 При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор без сигнала дополнительной секции в виде кольца красного цвета должен быть оборудован экраном белого цвета по ГОСТ 33385 с коэффициентом световозвращения для пленок типа А по ГОСТ Р 52290.

  4. Аватар

    Здравствуйте .Вопрос всего один .Могу ли я выехать на перекрёсток и дожидаться зелёной стрелки налево или должен ждать стрелку на стоп-линии?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Игорь, здравствуйте.

      Как следует из Правил:

      6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

      Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      Выключенная стрелка в дополнительной секции имеет то же значение, что круглые сигналы соответствующего цвета основного светофора. Соответственно при запрещающем сигнале светофора (выключенной стрелке дополнительной секции), водитель должен остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16).

      6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

      на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
      перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
      в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

  5. Аватар
    Ларионов Алексей

    Здравствуйте!Всё ясно с порядком проезда перекрёстков с дополнительной секцией.Как быть с пешеходами?Объясните пожалуйста при повороте (по стрелке) на лево и на право,нужно ли пропускать пешеходов идущих по зебре?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Алексей, здравствуйте.

      Независимо, от того регулируемый или нет перекресток, при повороте водители обязаны уступать дорогу пешеходам, как требует пункт 13.1 Правил. Сегодня на дорогах, еще встречаются перекрестки, на которых пересекаются транспортные и пешеходные потоки (когда для водителей и пешеходов зеленый сигнал светофора) или у пешеходов отсутствуют светофоры.

      13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

  6. Аватар

    Здравствуйте! У меня вопрос про разворот перед перекрестком ( зона разворота ), имеет ли значение знак светофора и доп секции установленные на перекрестке для совершения маневра до него? Поворот налево — это понятно, ждем стрелку и на перекрестке поворачиваем или разворачиваемся, а вот в зоне разворота мы же не доезжаем до перекрестка, значит пропускаем встречку и можем развернуться. Или, все же, только на стрелку? Как по правилам? Спасибо.

    • Аватар

      К предыдущему моему вопросу…Прикреплю фото с яндекса на этот перекресток

      • Сергей Милютин
        Сергей Милютин

        Мария, здравствуйте.

        Вы правильно все поняли. Знак 6.3.2 «Зона для разворота», указывает место для разворота, где вы имеете право выполнить разворот. Данный участок проезжей части, находится до перекрестка, соответственно и сигналы светофоров к нему отношения не имеют, а распространяют свое действие на перекресток перед которым установлены.
        Кроме того, действие знака 6.3.2 распространяется на участок проезжей части до перекрестка, иначе был бы запрещен поворот налево на самом перекрестке, так как указанный знак запрещает поворот налево.

  7. Аватар
    Рустам

    У меня вопрос по Вашей гифке https://instructor53.ru/wp-content/uploads/2017/04/svetofor_zel_dop_opt.gif
    Да, Вы красиво всё описали, красный дождался, что его вроде как пропускают и поехал. При этом водитель красного автомобиля НЕ ВИДИТ сигналов светофора синего. Учитывая, что на дорогах сейчас примерно половина неадекватов и водителей, плохо знающих ПДД, я не исключаю, что на самом деле у синего горит зелёный вместе со стрелкой, а он, дёрнувшись сначала, остановился у края перекрёстка. Водитель красного автомобиля, решив, что его пропускают, начинает свой маневр, в это время до водителя синего доходит, что у него преимущество, и он решает продолжить движение.
    ДТП. Виновен, естественно, водитель красного автомобиля, который, кстати действовал согласно Ваших рекомендаций в данной статье. Он нарушил п. 13.4 ПДД, синий автомобиль получился не при чём.
    Я считаю, что за такую организацию движения на этом конкретном перекрёстке начальник дорожной службы и начальник ГИБДД, который его контролирует, должны быть лишены части своих мужских органов, тестикул, методом отрывания!!!
    А единственный действительно безопасный способ — это договориться. Достаточно одному из водителей, по большому счёту, неважно, которому из них, моргнуть дальним, дав понять, что он пропускает, и неразрешимая ситуация легко разрешается.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Рустам, здравствуйте.

      В данной дорожной ситуации наши действия не очень отличаются (красный автомобиль), от другой ситуации.

      На регулируемых перекрестках, часто работа светофоров организована так, чтобы водители выполняющие поворот налево имели возможность выполнить маневр на разрешающий сигнал светофора. Чтобы предоставить такую возможность выполняющим поворот налево, для встречных транспортных средств запрещающий сигнал светофора включается немного раньше.

      В этом случае, мы также не знаем, какой сигнал светофора у встречных транспортных средств. Наши действия, в соответствии с пунктом 13.4 который вы привели, въезжаем на перекресток, убеждаемся в отсутствии встречных тс или в том, что они остановились и только после этого выполняем маневр.

      • Аватар
        Рустам

        А предложил вариант с зелёным сигналом со стороны синего автомобиля и не очень грамотным водителем (не секрет, что таких более половины) синего автомобиля по Вашей гифке, который остановился на свой зелёный. Но потом до него дошло, что он имеет преимущество, и ринулся продолжать движение. А Вы на красном, поняв, что Вас пропускают, начали уже выполнять свой левый поворот. В результате ДТП, в котором виноваты именно Вы на красном автомобиле, хотя получается, что Вы ничего вроде бы не нарушили. Но Вам абсолютно справедливо вменяют невыполнение пункта 13.4

        Просто может быть такой вариант — у встречного зелёный, но он, недостаточно твёрдо зная ПДД, остановился на границе перекрёстка. И Вы, как и пишете в последней фразе, убедились, что Вас пропускают, и продолжили маневр, а он, недоучка, поехал дальше.

        Считаю, что единственный способ проезда при такой организации регулирования — договориться. А начальнику дорожной службы и начальнику ГИБДД, как лицу контролирующему, как я уже писал, за такое необходимо оторвать тестикулы!!!

      • Аватар
        Рустам

        Здравствуйте.
        По предоставленной схеме красный ОБЯЗАН выполнить п. 13.4. Там нет слов «Уступить встречному у которого горит зеленый». Там прямо сказано УСТУПИТЬ ДВИЖУЩИМСЯ прямо и направо. А на какой сигнал они едут водителя красного не должно волновать.
        Точно так же синий ОБЯЗАН выполнить п.13.5.
        Так что при точном и правильном выполнении ПДД обоими водителями наступает дорожный коллапс, нет?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Рустам, если следовать строго требованиям пунктов 13.4 и 13.5, то действительно обязанность уступить дорогу возникает о обоих водителей. И регулируемых перекрестков с такой организацией движения наверное не должно быть, но они есть.

          И все же, основная проблема кроется, в том, что водители движущиеся в направлении стрелки включенной в дополнительной секции с основным красным сигналом светофора, не выполняют пункт 13.5 Правил.

          Данное обстоятельство, было одной из причин отклонения ГИБДД применения знака «Уступи всем, и можно направо» введенного стандартом ПНСТ 247-2017.

          Знак который мог заменить дополнительную секцию со стрелкой направо и разрешающий поворот направо вне зависимости от сигналов светофора при условии предоставления преимущества другим участникам дорожного движения.

          В Российской газете выпуск № 196 (5869), также можно посмотреть разъяснения Госавтоинспекции по ситуации, кто кому должен уступать дорогу при повороте под стрелку.

  8. Аватар
    Александр

    Сергей, добрый день.
    У меня похожая ситуация, которую вы описывали 16.01.2019 в 11:34.
    Только отличается в паре нюансов:
    1. У синего автомобиля еще висит знак главной дороги с его стороны в правую сторону.
    2. Красный автомобиль разворачивается не по траектории, которую вы указали, а сразу — даже не доезжая до пересечения с полосой, на которой стоит синий автомобиль т.к. ширина дороги позволяет (2 полосы, а не одна).
    Часто получается, что синий начинает поворот направо, т.к. нет признаков, что кто-то поворачивает налево. И тут резко красный начинает разворот и упирается в синюю машину. Что делать синей машине — резко тормозить и пропускать красного?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Александр, здравствуйте.

      Если перекресток регулируемый, то установленные знаки приоритета значения не имеют, водители обязаны руководствоваться сигналами светофора.

      13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

      При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

      В правилах, единственное требование предъявляемое к развороту — занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. И учитывая, что движение в России правостороннее, после завершения маневра не должны оказаться на полосе встречного движения. По какой траектории выполнять маневр «разворот» Правилами не регламентируется.

      При движении в направлении стрелки включенной в дополнительной секции с основным красным или желтым сигналом основного сигнала светофора, возникает обязанность уступить дорогу транспортным средствам с других направлений.

      13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

      Уступая дорогу, водитель не должен вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

      «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

      В таких ситуациях, лучше сначала убедиться, что автомобиль приступил к выполнению маневра и только после этого начинать движение. И конечно, при возникновении опасности для движения, обязанность водителя снизить скорость, вплоть до полной остановки.

      10.1. …При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

      Чтобы подобных ситуаций не возникало на дороге, Правила требуют от водителей выполнение пунктов 8.1 и 8.2.

      8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления…

      8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

      К сожалению, водители очень часто игнорируют включение указателей поворота.

  9. Аватар
    Владимир

    Добрый день. Интересует такой вопрос: на перекрестке стоит светофор с дополнительными секциями. Когда горит красный — загорается зеленая стрелка «влево», когда загорается зеленый — с ним загорается стрелка «прямо». Можно ли в таком случае, когда горит зеленый со стрелкой «прямо», поворачивать налево?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Владимир, здравствуйте. При выключенном сигнале дополнительной секции, запрещается движение в направлении, регулируемом этой секцией, в Вашей ситуации налево.

      6.3 Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      В тоже время, согласно ГОСТ Р 52282-2004 при наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала должны быть нанесены контурные стрелки направлений движения.

      4.2.10 При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм.

      • Аватар
        Виктор

        Уточните пожалуйста, как отличить выключенную доп. секцию от перегоревшей?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Виктор, здравствуйте.

          Если присутствует дублирующий светофор, то по сигналам этого светофора. Если дублирующий светофор отсутствует, то только по сигналам основного светофора. Если после повторной (очередной) смены режима включения сигналов основного светофора, в дополнительной секции сигнал не включился, то возможно секция неисправна. Как определить иначе, подсказать не могу.

      • Аватар
        Наталья

        Сергей, а если при наличии дополнительной секции поворота налево нет чёрного контура на основном сигнале светофора, и нет экрана белого цвета, то есть ночью, когда при зелёном сигнале светофора доп. секция просто выключена, и её не видно — водитель, поворачивающий в этот момент налево, нарушает?

  10. Аватар
    Валерий

    Сергей, добрый день.
    Ситуация — красный авто делает разворот на Т-образном перекрестке из левого крайнего ряда под зеленый основной и зеленую стрелку (встречным в это время горит красный). Синий авто движется по другой («тупиковой») улице данного перекрестка с намерением повернуть направо под основной красный и зеленую стрелку. Должен ли он согласно 13.5 уступить красному, который совершает разворот?
    Спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Валерий, здравствуйте.

      Обязанность красного автомобиля выполнить требование пункта 13.4 Правил.

      13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

      Встречным транспортным средствам горит запрещающий сигнал светофора, соответственно обязанности уступать дорогу им не возникает.

      Обязанность, синего автомобиля выполнить требование пункта 13.5 Правил.

      13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

      Красный автомобиль в данной дорожной ситуации и является тем транспортным средством, которое движется с другого направления.

      Уступить дорогу:

      «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

      • Аватар
        Валерий

        Сергей, большое спасибо за детальный ответ. Придерживался этого же мнения, а коллеги «помехи справа». Теперь все ясно.

        Лучший ресурс для уточнения сомнений по вопросам ПДД. Спасибо за работу.

      • Аватар
        Константин Ч.

        Сергей, добрый день!
        Как поступить красному автомобилю, если на основной секции светофора включится красный, в остальном условия прежние..?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Константин, здравствуйте.

          Если допустить такой режим работы светофорного объекта, то в таком случае, водителям необходимо руководствоваться требованиями пункта 8.9 Правил.

          8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

          Водитель красного автомобиля, при завершении маневра (разворота) должен уступить дорогу синему автомобилю, как транспортному средству приближающемуся справа.

          При таком режиме работы светофоров, теряется их основное назначение, а именно определять очередность проезда перекрестка.

          13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

          • Аватар
            Константин Ч.

            Спасибо за ответ! Такой перекресток находится в г. Сургут, на пересечении ул. Югорская (синий автомобиль) и Югорский тракт (красный автомобиль). При включении у красного автомобиля зеленого сигнала светофора основной секции, включается и зеленая стрелка налево, но через какое-то время, на основной секции включается красный свет, а стрелка продолжает быть зеленой, равно у синего автомобиля весть этот период горит зеленая стрелка направо при основной красной секции.

  11. Аватар
    Марина

    Спасибо автору за грамотный разбор проезда перекрестков!
    Очень доходчиво и наглядно. Удалось доказать мужу с 20 летним стажем вождения порядок пересечения подобных перекрестков.

  12. Аватар
    Татьяна

    Добрый день.
    Перед Т-образным перекрестком стоит светофор с доп стрелкой налево и знак движение по полосам. Из крайней левой можно прямо и налево…при загоревшемся основном зеленом, можно ли проехать в левом ряду прямо до середины и остановиться для ожидания стрелки налево? Будет ли это считаться нарушением (12.12ч.2 невыполнение требования правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика) за что выписывается штраф 800руб.?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Татьяна, здравствуйте.

      Как следует из пункта 6.3 Правил, зеленая стрелка имеет тоже значение, что и круглые сигналы светофора. Выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движении в направлении регулируемом этой секцией.

      6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

      Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      При запрещающем сигнале светофора, согласно пункта 6.13 Правил водители должны остановиться перед стоп-линией или иных местах указанных в данном пункте.

      6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

      на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
      перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
      в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

      Ответственность наступает по статье 12.12 КоАП РФ Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика.

      2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика.

      Наказание: влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

  13. Аватар
    Галина

    Добрый вечер. Все перечитала, вроде бы поняла, вроде бы так и думала. Разъясните, пожалуйста, чтобы знать наверняка.

    1вопрос. Если имеет место дополнительная секция с поворотом, допустим направо, знаков движения по полосам нет вообще, то я могу ехать прямо из крайней правой полосы? И соответственно, стоять на крайней крайней правой, если мне нужно прямо и основной сигнал красный, но доп. стрелка зеленая и я мешаю кому-то повернуть?

    2вопрос. Если есть доп. секция, допустим вправо, и знаки движение по полосам разрешают мне ехать прямо и направо из крайней правой полосы, могу ли я на ней стоять и ждать основного зеленого, чтобы проехать прямо, затрудняя тем самым поворот направо на зеленую стрелку в доп. секции? Меня тут путают и говорят, что могу стоять, если нет сзади желающих повернуть, а, если есть, то я должна убраться с дороги и пропустить их…..это кажется ошибочным для меня. Хотелось бы со ссылкой на пдд, если возможно, чтобы всем своим знакомым тоже это разъяснить. Заранее спасибо

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Галина, здравствуйте.

      По первому вопросу. Согласно, пункта 9.1 Правил количество полос для движения определяется знаками 5.15.1, 5.15.2 (разметкой), действие данных знаков распространяется на перекресток перед которым они установлены.

      9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

      Если перед перекрестком отсутствуют установленные знаки 5.15.1, 5.15.2 и (или) разметка, ничто не запрещает Вам, двигаться в прямом направлении по любой из полос движения.

      Кроме случаев, когда выполняются маневры поворота или разворота, здесь водители обязаны руководствоваться пунктом 8.5 Правил.

      8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

      При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

      По второму вопросу. Если согласно установленным знакам 5.15.1, 5.15.2 по правой полосе разрешено движение прямо и направо, Вы должны дождаться разрешающего сигнала светофора и продолжить движении в намеченном направлении. Обязанность уступать дорогу транспортным средствам выполняющим поворот направо в подобных случаях в Правилах отсутствует.

      Какие пункты, применяются в данной ситуации? Пункты 9.1 о котором писал выше и пункт 6.2 Правил:

      6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

      ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

      КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

      На снимке ниже , разрешено движение по правой полосе прямо и направо. Водитель автомобиля в правой полосе, в соответствии с Правилами ждет разрешающего сигнала в дополнительной секции светофора для поворота направо, что делает невозможным движение автомобилей по этой же полосе прямо.

      На следующем снимке, этот же перекресток, но для исключения задержек транспортных потоков была изменена организация направления движения по полосам.

      Рассмотрим обычную дорожную ситуацию, дорога имеет по одной полосе для движения в каждом направлении. На перекрестке, Вам необходимо повернуть налево, для этого необходимо уступить дорогу транспортным средствам движущимся со встречного направления прямо или направо. Все транспортные средства позади Вас вынуждены будут остановиться и дождаться пока Вы не выполните маневр.

      В данном случае больше вопросов, к тем, кто так организовал движение на перекрестке.

  14. Аватар
    Евгений

    Здравствуйте! Я подъезжал к перекрестку по крайнему ряду с целью повернуть направо. Горел основной зеленый вместе с доп. секцией направо. Включилась «мигающая фаза зеленого» у основоного сигнала и у дополнительной секции. Оценив скорость автомобиля (максимально разрешенная в городе) и дорожную обстановку (сзади ехал автомобиль, у меня шипованные колеса), я принял решение проехать на мигающий зеленый, но пересек стоп-линию в момент включения желтого основного и синхронного выключения дополнительной секции светофора. Пришел штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора. На фотографиях видно, что автомобиль пересекает стоп-линию под желтый основной с выключенной доп. секцией и написано время:
    красная фаза 0.0 секунды: передний бампер на стоп-линии
    красная фаза 0.1 секунды: переднее колесо уже за стоп-линией.

    Могу ли я в данном случае сослаться на пункт 6.14 ПДД (Разрешается проезд на желтый сигнал светофора, если водитель не может остановиться перед знаком стоп-линии, не прибегая к экстренному торможению) для обжалования административного правонарушения? Или данный пункт не распространяется на доп. секцию и штраф выписан правомерно?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Евгений, здравствуйте.

      Желтый сигнал относится к основному светофору и здесь соблюдается последовательность включения сигналов: красный — красный с желтым — зеленый — желтый — красный.

      Дополнительные секции с основным светофором применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях на перекрестке.

      Например, возможен режим работы светофора, когда включен постоянно разрешающий сигнал дополнительной секции, для пропуска транспортного потока в определенном направлении. И включенный желтый или красный сигнал светофора в данном случае, влияет только на обязанность уступить дорогу транспортным средствам движущимся с других направлений, но не запрещает движение в направлении зеленой стрелки в дополнительной секции.

      В пункте 6.3 Правил, отмечено, что выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      Для возможности, своевременной остановки при запрещении движения в направлении дополнительной секции предусматривается мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой 1 миг./с.

      С учетом того, что дополнительная секция может работать в отличном режиме от сигналов основного светофора, в данной ситуации применить пункт 6.14 Правил не получится.

  15. Аватар

    При отсутствии установленных знаков 5.15.1 «Направления движения по полосам» или 5.15.2 «Направления движения по полосе» и (или) разметки 1.18 (указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам), Правила не запрещают Вам двигаться прямо по правой полосе при разрешающем сигнале светофора.

    обязан ли я при этом пропускать тех кто хочет повернуть на право.если я стою в правом ряду и мне надо проехать прямо .при этом основной светофор красный?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Олег, здравствуйте.

      Знаки или разметка запрещающие движения прямо отсутствуют, дожидаетесь разрешающего сигнала светофора и продолжаете движение в намеченном направлении. Обязанность уступать дорогу транспортным средствам выполняющим поворот направо в подобных случаях в Правилах отсутствует.

      Для того, чтобы не было таких дорожных ситуаций, должно быть правильно организовано движение.

      Бывает, что даже при помощи дорожных знаков не могут верно организовать движение (на снимках ниже).

      На снимке, знаком 5.15.1 разрешено движение по правой полосе прямо и направо. Водитель автомобиля в правой полосе, ждет разрешающего сигнала в дополнительной секции светофора для поворота направо, что делает невозможным движение автомобилей по этой же полосе прямо.

      На следующем снимке, тот же перекресток, но с измененной позже схемой организации движения по полосам, чем исключается ситуация описанная выше.

  16. Аватар
    Владимир

    У нас перекрестки с дополнительной секцией налево. На красный все стоят. Загорается основной зеленый и доп секция налево(секция горит секунд 6-7). За эти 6-7 секунд поворачивают налево и едут прямо, встречка стоит под Красный. Гаснет доп секция налево и у встречки загорается зеленый. Ну в общем проблем нет. Но вот в одной теме выложили два видео, на которых и у встречки загорается сразу зеленый, и поворачивающие налево стоят и ждут и из-за встречного потока поворачивают только когда гаснет основной зеленый и секунд 7 продолжает гореть доп. секция «налево». Такое бывает? Смысл включать доп секцию «налево » с основным, если у встречки тоже сразу зеленый?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Владимир, здравствуйте.

      Если перекресток не очень загружен, то подобная схема работы светофорного объекта возможна. Такой режим работы, дает возможность выполнить поворот налево при отсутствии встречных транспортных средств, не дожидаясь когда со встречного направления загорится красный сигнал светофора (как и на перекрестке со светофором без дополнительной секции, уступаем встречным и выполняем поворот налево или разворот).

      • Аватар
        Светлана

        А откуда я могу знать, поворачивая налево по стрелке, какой сигнал горит приближающемуся автомобилю на встречном направлении? Если я по этой дороге еду впервый раз. Это же целеноправленное создание ДТП. Спасибо.

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Светлана, здравствуйте.

          Обязанность водителя заключается в выполнении требований Правил дорожного движения, в данном случае пунктов 13.4 и 13.5 Правил независимо от сигналов светофора у встречных транспортных средств. Как Вы правильно отметили, по причине, что мы не можем знать какой сигнал светофора включен в настоящее время у встречных транспортных средств.

          Если Вы двигаетесь (налево) в направлении стрелки с основным зеленым сигналом светофора, то в данном случае возникает обязанность по пункту 13.4 Правил. То есть при выполнении поворота налево, Вы обязаны уступить дорогу встречным транспортным средствам движущимся прямо или направо и только после этого приступить к маневру.

          13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

          При движении в направлении стрелки в дополнительной секции, включенной одновременно с желтым или красным сигналом светофора, возникает обязанность в соответствии с пунктом 13.5, уступить дорогу не только транспортным средствам со встречного направления, но и с других направлений.

          13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

  17. Аватар

    Здравствуйте! Можно ли проехать прямо(стрелка и светофор зеленные), по правой полосе без указателей направления, где установлен светофор, и доп. секция на право.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Islam, здравствуйте.

      При отсутствии установленных знаков 5.15.1 «Направления движения по полосам» или 5.15.2 «Направления движения по полосе» и (или) разметки 1.18 (указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам), Правила не запрещают Вам двигаться прямо по правой полосе при разрешающем сигнале светофора.

  18. Аватар
    сергей

    Здравствуйте.Дорога по две полосы в каждом направлении,знаков движение по полосам нет,разметки нет.Раньше был обычный светофор без доп секции,добавили доп секцию со стрелкой прямо,с крайним правым рядом понятно ,а можно ли при основном красном проехать прямо с левого ряда при зеленой стрелке в доп секции,спасибо

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Сергей, здравствуйте.

      До тех пор, пока не установят на перекрестке знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» (5.15.2 «Направления движения по полосе») или (и) не нанесут разметку 1.18 (указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам), ничто не запрещает Вам двигаться прямо по любой из полос движения.

      Пункт 8.5 Правил, обязывает нас занимать соответствующее крайнее положение на проезжей части, только перед поворотом направо, налево или разворотом.

      Только не забыть про требование пункта 13.5 Правил.

      13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

  19. Аватар
    Александр

    У нас установили дополнительную секцию со стрелкой разрешающей поворот направо. Теперь у светофора два режима работы. Вместе с основным зеленым включена допсекция с зеленой стрелкой направо. И второй режим. Вместе с основным красным тоже включена допсекция с зеленой стрелкой направо, но при этом вокруг стрелки высвечивается красный круг. То есть после допсекции с зеленой стрелкой включается основной красный, а вокруг стрелки загорается красный круг. Красный круг и зеленая стрелка горят в допсекции одновременно! Но ведь такой работы светофора нет в правилах! На практике водители едут на зеленную стрелку и вдруг перед ними вокруг стрелки загорается красный круг, они останавливаются и ждут зеленую стрелку. Что это эксперментальная работа светофора или глюки настройки?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Александр, здравствуйте.

      Вероятнее всего, такое «поведение» светофора, связано с настройкой режима его работы.
      Вы правильно написали, что такой режим работы не предусмотрен Правилами.

      6.3. …Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      Описание работы подобной светодиодной светофорной секции от производителя светофоров — Сигнал «Красное кольцо» включается в момент, когда зеленая стрелка на дополнительной секции выключена. Этот сигнал служит индикатором того, что дополнительная секция исправна и указанный ей маневр действительно запрещен, а также сигнализирует водителям о наличии на светофоре дополнительной секции в темное время суток.

      Иначе при одновременном включении зеленой стрелки и красного контура дополнительной секции, возникает противоречие сигналов светофора.

  20. Аватар

    Здравствуйте.
    Такой вопрос: Двухполосная дорога (по две полосы с каждой стороны при разделительной двойной сплошной). Светофор с дополнительной секцией налево, с разметкой на левой полосе стрелка налево, на правой — прямо. Правая сторона заполнена, горит красный, и загорается стрелка налево. Водитель, уже подъехав, видит ситуацию, насколько возможно прижимается вправо, но, машин, поворачивающих налево сзади нет. Загорается зеленый, и все едут прямо. Водителя останавливает ГАИ, и говорит, что при такой разметке он обязан был поехать налево в любом случае, раз дорожная разметка позволяет только повернуть с этой полосы. Так ли это? Действительно ли, при общем зеленом нельзя проехать прямо с полосы со стрелкой налево, на двухполосной дороге?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Aysel, здравствуйте.

      Сотрудники ГИБДД, Вам все правильно сказали. Горизонтальная разметка 1.18 устанавливает определенный режим движения на перекрестке, а именно указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Для движения в намеченном направлении, необходимо заблаговременно занять соответствующую полосу на проезжей части дороги.

      За невыполнение требований предписанных разметкой (знаками), предусмотрена административная ответственность..

      КоАП РФ Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

      1.
      Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы.

      Наказание: влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  21. Аватар

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, я поворачиваю направо по дополнительной секции при основном красном сигнале светофора. Одновременно со мной на перекрестке завершает маневр «поворот налево» автомобиль, для которого загорелся основной сигнал светофора «красный». Должна ли я дать встречному автомобилю преимущество, как завершающему маневр или же он должен уступить мне поскольку для нас обоих основной сигнал «красный» и он должен действовать исходя из правила помехи справа. Спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Елена, здравствуйте.

      Действия водителя, двигающегося в направлении стрелки, при включенном основном красном сигнале светофора, полностью раскрыты в пункте 13.5 Правил.

      13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

      То есть, уступи всем и можно продолжить движение. Про то, какой должен гореть сигнал светофора в это время у транспортных средств с других направлений, в пункте 13.5 ничего не сказано.

      Для водителя, движущегося со встречного направления, при завершении маневра, действует пункт 13.7 Правил.

      13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

  22. Аватар

    Добрый день! На фото где ваз 2115 стоит в крайней правой полосе (горит основной зеленый, доп секция на право не горит). Почему она не может повернуть на право, ведь основной зеленый сигнал разрешает движение во всех направлениях. В ночное время суток, эту доп секцию не будет вообще видно, значит она должна гореть красным. Изменится ли ситуация. если не будет знака «Движение по полосам»?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Павел, здравствуйте.

      Если на светофоре присутствуют дополнительные секции, то они регулируют направления указанные на них стрелками, при выключенном их сигнале, движение в указанных направлениях запрещено согласно пункта 6.3 Правил.

      6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

      Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      Для обеспечения лучшей видимости, светофоры размещают на белых щитах.

      Для информирования водителей о наличии дополнительной секции, на основной зеленый сигнал наносится черная контурная стрелка (стрелки).

      6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

      Независимо от наличия разметки или знаков движения по полосам, которые указывают только разрешенные направления движения по каждой из полос, водители обязаны руководствоваться сигналами светофоров, которые определяют очередность проезда. А сигналы светофора выполненные в виде стрелок указывают направление (направления) на которое распространяется их действие.

      • Аватар
        Сергей

        на сколько я понимаю, то может повернуть направо, если на основном светофоре нет контурных стрелок направления движения.
        А если на зелёной секции основного светофора есть контурная стрелка, которая указывает прямо, то уже придётся ждать, когда загорится доп секция направо. Если конечно, не сломалась она:)

        так если у основного светофора секции не имеют контурные стрелки направления движения, то можно ж поворачивать направо при основном зелёном и выключенной доп секции направо.
        Или я ошибаюсь, всё таки?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Сергей, стрелка дополнительной секции светофора указывает направление регулируемое этой секцией. Выключенная дополнительная секция запрещает движение в указанном направлении, независимо от наличия контурной стрелки (стрелок) на основном светофоре. Так как согласно пункта 6.4 Правил, она только информирует о наличии дополнительной секции.

          6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

          А согласно Правил:

          1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

          • Аватар
            Сергей

            ну всё правильно, если стрелки нет на основных сигналах светофора, то при выключенной дополнительной секции направо и включенном зелёном на основном светофоре поворачивать направо можно же. Т.к. нужно руководствоваться сигналами светофора по правилам. Основной зелёный без стрелок разрешает двигаться в любых направлениях, ну и согласно знакам и разметки конечно также.
            Когда обязательный запрет поворачивать по дополнительной секции, если она выключена, то в таких случаях всегда на основном светофоре стрелки движения прямо нанесены.

            • Сергей Милютин
              Сергей Милютин

              Сергей, Вы пишите все правильно, отсутствии контурной стрелки (стрелок) на основном светофоре разрешает двигаться в любых направлениях (при отсутствии знаков и разметки). В тоже время выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

              Но основная причина присутствия таких ситуаций на наших дорогах, не выполнение требований национального стандарта.

              ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

              4.2.10 При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм.

              В котором указано, что при наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения.

              И если организации обслуживающие светофорные объекты, не принимают мер к устранению нарушений, можно обратиться с запросом в ГИБДД, для устранения нарушений. Сегодня, это работает и нарушения применения знаков, разметки и т.д. устраняются. Понятно, что не мы этим должны заниматься, но иначе подобные ситуации на дорогах тяжело изменить.

              По этой причине, безопаснее выполнять требование пункта 6.3 Правил.

              6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

              Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

              Если установленные светофоры будут отвечать основным параметрам и общим техническим требованиям ГОСТ, то и подобные вопросы у нас не будут возникать. Как поступать в таких случаях каждый решает сам, но нельзя забывать о безопасности.

              На снимке светофор, на котором, некоторые участники дорожного движения даже при наличии контурной стрелки, в темное время суток поворачивали направо на основной светофор, из-за плохой видимости дополнительной секции.

              После обращения в ГИБДД, установили белые экраны.

              Ниже пример (не имеет отношения к светофорам), в соответствии с Правилами перед нами равнозначный перекресток, разрешено выполнить поворот направо не уступая дорогу другим транспортным средствам, но чем это может закончиться неизвестно.

              А это знаки на пересекаемой дороге.

              С другого направления.

              После обращения в ГИБДД, знаки привели в порядок.

              • Аватар

                Здравствуйте. У меня была похожая ситуация,когда горел основной зеленый сигнал светофора и была дополнительная секция (стрелка направо) ,дополнительная секция была выключена .мне нужно было повернуть направо , не хотела поворачивать,так как допсекция на права была выключена ,но мне сказали ,что основной зеленый сигнал горит ,значит я могу повернуть. Допустимо ли такое?

                • Сергей Милютин
                  Сергей Милютин

                  Алекс, здравствуйте.

                  При наличии дополнительной секции, на основном светофоре (на рассеивателе зеленого сигнала) наносят контурные стрелки направлений движения, их отсутствие является нарушением привил применения технических средств организации дорожного движения.

                  Но обязанность участников дорожного движения, согласно пункта 1.3 Правил, знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.

                  Правила запрещают, при выключенном сигнале дополнительной секции движение в направлении, регулируемом этой секцией.

                  6.3. …Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

                  Контурные стрелки на основном зеленом сигнале светофора, как следует из пункта 6.4, информируют о наличии дополнительной секции, а не отменяют ее.

                  6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

                  Для исправления ситуации, можно обратиться через официальный сайт ГИБДД, в подразделение ГИБДД вашего региона или в Дорожный надзор.

  23. Аватар

    Добрый день. Такая ситуация: перекресток с поворотом влево. На светофоре доп. Секция справа со стрелкой прямо (направление движения по главной) основной светофор дает задержку для поворота налево, доп секция прямо горит постоянно. Так вот вопрос: при движении по главной на зеленую прямую стрелку по правому ряду обязан ли водитель уступать дорогуповорачивающим с второстепенной на их основной зеленый, если имеем две полосы движения и те кто поворачивают должны двигаться по левому ряду

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Денис, здравствуйте.

      Если правильно понял, речь о ситуации как на рисунке ниже.

      При движении, в направлении стрелки включенной в дополнительной секции с основным красным или желтым сигналом основного светофора, необходимо уступить дорогу транспортным средствам приближающимся с других направлений.

      13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

      Водителям транспортных средств, выполняющим поворот налево, не запрещено, при выполнении маневра занять удобную им полосу (правую или левую полосу, при отсутствии знаков или разметки определяющих направление движения по полосам) для дальнейшего движения. Соответственно, водители движущиеся прямо, по правой полосе (при включенной дополнительной секции светофора, с основным красным сигналом), не должны создавать помех транспортным средствам выполняющим маневр (на основной зеленый), независимо от дальнейшего их направления движения.

      • Аватар
        Александр

        Стоило бы вам еще пояснить такой момент — перекресток регулируемый, о чем говорят работающие светофоры, а следовательно знаки приоритета не действуют. Следовательно нет тут главной дороги и второстепенной и на фоне этого вопрос с зеленой стрелкой выглядит гораздо проще: едешь под стрелкой в доп. секции — уступаешь всем.

  24. Аватар
    Сергей

    Здравствуйте. Не совсем понял из статьи — играет ли роль если я нахожусь на главной дороге? Т.е., например, такая ситуация — 2 полосы, левая для поворота налево, правая прямо. Я нахожусь на левой полосе, на главной дороге, и собираюсь повернуть опять же на главную. Горит основной свет красный, до дополнительный для поворота налево. Должен ли я пропустить встречные машины, со второстепенной дороги?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Сергей.

      При работающих светофорах, водитель обязан руководствоваться их сигналами. Знаки приоритета, применяют только при неработающих светофорах или желтом мигающем сигнале светофора.

      13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

      При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

      По ссылке ниже, можно почитать о проезде регулируемых перекрестков:

      Проезд регулируемых перекрестков

  25. Аватар
    Дмитрий

    Доброго времени суток!
    Вопрос:
    Я подъезжаю к перекрестку, две полосы движения. Знак распределение по полосам: левая полоса- только прямо, правая- прямо и вправо. Светофор с доп. секцией вправо.
    Я двигаюсь по правой полосе и хочу проехать прямо. Сигнал светофора- красный свет прямо, а вправо горит стрелка, разрешает поворот. Я останавливаюсь в правой полосе и жду зеленый сигнал, что бы проехать прямо и таким образом не даю проехать вправо ТС сзади меня. Нарушаю ли я ПДД.
    Заранее спасибо за ответ.

    • Аватар

      Дмитрий, в данном случае ничего не нарушаете.
      Вот если бы для правой полосы висел знак «только направо», вот тогда на стрелку светофора обязаны были бы повернуть.

      • Аватар
        Дмитрий

        Спасибо.
        Ой коллега убеждает, что нарушаю)

        А где это в ПДД поискать, не в курсе?

    • Аватар
      Сергей

      По правилам вы не нарушаете, имеете право стоять и ждать.
      Но по ситуации, лучше такого избегать, чисто из правил вежливости к другим водителям:)
      Стараться заранее перестраиваться, конечно, если не загружена полоса слева.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Дмитрий, здравствуйте.

      Правила не запрещают Вам двигаться по правой полосе, в разрешенных знаком направлениях и конечно остановиться при запрещающем сигнале светофора.

      9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8…

      Из описания дорожных знаков особых предписаний.

      5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

      5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

      Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

      На снимке ниже похожая ситуация, знаком 5.15.1 разрешено движение по правой полосе прямо и направо. Водитель автомобиля в правой полосе, ждет разрешающего сигнала в дополнительной секции светофора для поворота направо, что делает невозможным движение автомобилей по этой же полосе прямо.

      На следующем снимке, тот же перекресток, но с измененной позже схемой организации движения по полосам, чем исключается ситуация описанная выше.

      Как правило, такая организация движения возможна на участках дорог, где необходимо обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям.

      Указания по применению дорожных знаков.

      Чтобы при интенсивном движении задержки на перекрестке были минимальными, число полос, предназначенных для движения в прямом направлении, направо или налево, должно примерно соответствовать интенсивности потоков транспортных средств, которые движутся в этих направлениях.
      Так, если на дороге с тремя полосами для движения в одном направлении на перекрестке направо поворачивает примерно половина транспортных средств, то, следовательно, для поворота направо необходимо отнести всю правую полосу и, кроме того, разрешить поворот направо из средней полосы.

  26. Аватар
    Вальдемар

    …Алех…ни каких доп.стрелок здесь нет и не должно быть….и это элементарно….здесь ВСЕГО ОДНА ПОЛОСА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ……И конфликта преимуществ нет…. на этом перекрестке только два режима работы светофоров…1. у красных…основной зеленый…красные едут..прямо,направо, налево с преимуществом и разворот, а в это время у синих…основной красный+зеленая стрелка…синим…поворот направо без преимущества. 2. у красных..красный..красные стоят….у синих…основной зеленый+ доп.стрелка ..зеленая ( гасит стрелку нет смысла)….все синие едет….направо+ прямо+ налево с разворотом…Все…!!!

    • Аватар

      Вальдемар, я, конечно, дико извиняюсь, но какая разница сколько полос для движения? Для регулируемого перекрестка есть общие правила не зависимо сколько на нем полос для движения и пункт 13.4 гласит, что водитель поворачивающий налево обязан пропустить встречный транспорт движущийся по прямой или поворачивающий направо, о чем, кстати, Вы тут же сообщаете в своем втором комментарии.
      Т.е. красный автомобиль ОБЯЗАН пропустить синего согласно п.13.4 ПДД РФ.
      В то же время пункт 13.5 гласит, что водитель поворачивающий направо на «зеленую доп. стрелку» включенную одновременно с основным красным сигналом светофора обязан пропустить всех, кто движется с других направлений.
      Т.е. синий автомобиль ОБЯЗАН пропустить красного согласно п.13.5 ПДД РФ.
      Т.к. ни один из водителей не знает и не может знать, «что горит» у его оппонента, то получается, что каждый из них руководствуясь выше означенными пунктами ПДД РФ ОБЯЗАН стоять и уступать дорогу другому.
      И так что это, как не конфликт преимуществ, пунктов ПДД или как там еще можно это назвать. Получается, что из-за недосмотра дорожных служб отвечающих за организацию движения возникает патовая ситуация.

  27. Аватар

    Добрый день. Три полосы, светофор с контуром стрелки налево, знаки над полосами левый ряд налево, средний налево и прямо, правый прямо, но со светофором установлена доп. секция. Справа от светофора стрелка прямо, можно ли при горящем красном с контурной стрелкой налево, ехать в среднем ряду прямо доп. секция с права горит всегда прямо зеленым.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Данил.

      Сигналы светофора в виде стрелок, указывают именно направления, в которых разрешено или запрещено движение. В действительности, не совсем обычное совместное применение дополнительной секции с транспортным светофором Т2.

      6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

      Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

      Количество полос движения и разрешенные направления движения по каждой из них определяются знаками или разметкой.

      5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
      5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

      Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

      Следовательно, если движение со средней полосы разрешено знаками в прямом направлении как на рисунке (в вашей ситуации применены знаки 5.15.2 «Направления движения по полосе»), то вы можете при разрешающем сигнале светофора дополнительной секции продолжить движение прямо по ней (но есть вероятность, что в ней будут находиться те, кто ожидает разрешающего сигнала светофора для поворота налево).

      И конечно не забываем про пункт 13.5 Правил.

      13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    • Аватар
      Сергей

      Конечно, можно ехать.

  28. Аватар
    Сергей

    забавно, на нижнем видео, с 0.50 грузовики нарушают 13.5, не уступая встречному микрогрузовику, проносятся не тормозя даже)) Хотя комментарий идёт, что должны уступать)
    а легковая в конце так вообще строго нарушает правила, поворачивает направо вообще на красный уже, когда стрелка погасла.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Сергей, здравствуйте.

      И такая ситуация, повторяется ежедневно. Если выезжающие на основной зеленый сигнал светофора, при повороте налево все же стараются выполнить требование пункта 13.4 Правил (в данной ситуации, им выбора другого и не остается), то движущиеся в направление стрелки с основным красным сигналом светофора, к сожалению, забывают вообще о существовании Правил и пункта 13.5.

      В новом стандарте ПНСТ 247-2017 (Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения.) предусмотрен новый знак «Уступи всем, и можно направо».

      И если новый знак будут воспринимать как и дополнительную секцию светофора в рассматриваемой ситуации, то говорить о пользе нововведений будет трудно.

  29. Аватар

    Здравствуйте.
    Может я и не прав, но по моему на втором рисунке на светофоре для красного автомобиля не хватает дополнительной секции «Зеленая стрелка влево».
    Объясню. В данной ситуации для красного автомобиля действует п. 13.4 ПДД. Т.е. при повороте налево, он должен пропустить синюю машину. В то же время согласно п. 13.5 синий автомобиль должен пропустить красную машину.
    Получается нонсенс. Обе машины должны стоять и пропускать друг друга.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Alex.

      Вы верно заметили, что данная ситуация вызывает конфликт двух пунктов Правил и здесь важно правильно настроить режимы работы светофоров. Но такие ситуации присутствуют на дорогах.

      На снимке, рассматриваемый в теме перекресток, со стороны светофора на котором только основная секция без указания направления движения.

      • Аватар

        К сожалению дорожные службы отвечающие за организацию движения работают, мягко говоря, не внимательно. А страдают опять водители.